Об опасности вирусной геморрагической септицемии при разведении камбалы калкана на юге России
В связи с высокой опасностью для лососевых рыбоводных хозяйств и большим социально экономическим значением, данное заболевание внесено в список особо опасных болезней рыб международного значения, а также в перечень особо опасных болезней животных Российской Федерации.
Вирусная геморрагическая септицемия (VHS – viral haemorrhagic septicaemia) долгое время считалась заболеванием исключительно лососевых рыб. Болеют все возрастные группы форелей и лососей, однако молодь этих рыб более уязвима к инфекции. Смертность мальков форели может достигать 100 %, а взрослых рыб – 30-70 %. Тело больных рыб темнеет, иногда развивается пучеглазие; образуются покраснения у оснований плавников и точечные кровоизлияния на жабрах и бледных (анемичных) внутренних органах; рыба становится вялой. Болезнь развивается при температуре воды от 3 до 15 градусов Цельсия, а максимальная смертность рыб отмечается при температуре воды около 10 градусов.
Рис. 1. Сеголеток атлантического тюрбо с внешними клиническими признаками вирусной геморрагической септицемией после экспериментальной инфекции; видно пучеглазие и вздутие брюшка (асцит) (фото с презентации Ж. Кастрик, Брест, Франция)К середине 2000-х годов вирус VHS был выделен, кроме лососевых, более чем у 50-ти преимущественно морских видов рыб (сельдевых, анчоусовых, тресковых, камбалообразных, бычковых и др.), обитающих в Северной Атлантике, Балтийском и Северном морях, у тихоокеанского побережья Америки и в Японии. Многие рыбы были вирусоносителями, другие – демонстрировали явные клинические признаки инфекции. Так, внезапную массовую гибель атлантического тюрбо товарного размера с клиническими признаками пучеглазия и точечными кровоизлияниями на печени рыб, обусловленные VHS, обнаружили в одной из морских ферм Германии в 1991 году. В 1993 году аналогичную картину гибели тюрбо в возрасте от года до трех лет от того же заболевания зарегистрировали в морском хозяйстве Шотландии; после этого всех рыб из зараженного хозяйства уничтожили. Еще до этих событий, в 1986 году, массовую гибель (до 50-90 %) молоди тюрбо при экспериментальном заражении VHS установили во Франции (рис. 1, 2). У погибающих тюрбо отмечались примерно такие же, как и у лососевых рыб, клинические признаки болезни, а именно внезапная массовая гибель ранней молоди, вялость и потемнение тела более взрослых больных рыб, пучеглазие, вздутие брюшка (асцит), анемия жабр и внутренних органов и появление на них, а также у оснований плавников, на коже и во рту, в мускулатуре точечных кровоизлияний.
Рис. 2. Атлантический тюрбо с патолого-анатомическими признаками вирусной геморрагической септицемией после экспериментальной инфекции; видны геморрагические участки на кишечнике, обильная асцитная жидкость в полости тела (фото с презентации Ж. Кастрик, Брест, Франция)В бассейне Черного моря вирус VHS впервые выдели от радужной форели в Грузии в 1981 году. С тех пор исследования его распространения у побережья Кавказа и Крыма не выполнялись (опубликованные данные на эту тему отсутствуют).
В 2004 году вирус VHS был обнаружен на морской ферме Турции у клинически больных производителей черноморского калкана, пойманных у Трабзонского побережья Черного моря. В этом же хозяйстве отмечена высокая кумулятивная смертность (99%) молоди калкана в возрасте до 15-20 дней. Весной 2005 году вирус VHS обнаружен у 14-ти из 66-ти (21,2 %) диких половозрелых черноморских калканов у побережья Турции, и сделан вывод о постоянном присутствии этой инфекции в Черном море. Позже этот вывод был дополнен научными данными о том, что не только калкан, но и черноморская ставрида, черноморский мерланг, сарган, хамса, бычок кругляк и другие рыбы Черного моря инфицированы, и могут служить естественными источниками (переносчиками) VHS. В 2010 году турецкие специалисты обнаружили диких черноморских калканов с клиническими признаками VHS; ими высказано предположение о возможном отрицательном влиянии этого заболевания на естественное воспроизводство и состояние запасов этих рыб в Черном море.
Наше внимание привлекли опубликованные данные о массовом заболевании калкана в экосистеме Азовского моря весной 1986 года, которое было диагностировано как вибриоз. Однако описанные клинические признаки болезни камбал и ее эпизоотические особенности указывали на то, что заболевание могло быть смешанным, и первичной инфекцией мог быть вирус VHS. Согласно другим опубликованным данным, в последние годы у крымского побережья Черного моря (район Севастополя) встречаются отдельные особи калкана с внешними патологиями, напоминающими VHS.
В ходе многолетних экспериментальных работ по разведению камбалы калкан в Азово-Черноморском регионе, выполненных российскими и украинскими специалистами, отмечали высокую смертность молоди калкана (в возрасте до 25-30 суток – 20-100 %; в возрасте от 20 до 60 суток – 35-70 % и более). Её объясняли несовершенством технологии, критическими этапами развития рыб, неоптимальными условиями их выращивания, а также бактериальными или паразитарными инфекциями. При этом вирусная природа массовой гибели молоди при их выращивании не проверялась. Таким образом, к настоящему времени накоплены обширные научные данные о возможном отрицательном влиянии VHS на разведение тюрбо и близкородственного к нему калкана, а также высказано предположение об отрицательном воздействии этой инфекции на состояние промысловых популяций калкана и других промысловых рыб в Черном море. В контексте развития морской аквакультуры на юге России, мы считаем необходимым оценить текущий эпизоотический статус морских акваторий Кавказа и Крыма в отношении VHS, а также разработать (внедрить) методы прижизненной диагностики диких производителей, используемых для искусственного воспроизводства или для создания ремонтно-маточных стад этих рыб. При содержании и выращивания калкана необходим постоянный диагностический контроль данного заболевания в морских хозяйствах. Кормление калкана свежей или мороженой рыбой, выловленной в Черном или Азовском морях, должно быть ограничено или исключено, как возможный источник вирусной инфекции.
Нужно иметь в виду, что до настоящего времени методы лечения VHS, как и других вирусных болезней рыб, не разработаны, а поэтому основным способом борьбы с вирусными инфекциями является их профилактика (предупреждение), в том числе с использованием противовирусных дезинфицирующих препаратов. Примером эффективного контроля над VHS и над другими опасными инфекциями тюрбо является используемая во Франции практика тщательной проверки (диагностического тестирования) производителей перед их рыбоводным использованием (рис. 3).
Рис. 3. Многочисленные здоровые сеголетки атлантического тюрбо в выростном бассейне, полученные от стерильных в отношении опасных инфекций производителей (фото автора, Брест, Франция, ноябрь 2006 года)
Вирус VHS обнаружен в Турции не только у калкана, но и в отдельных форелевых хозяйствах, а также в морских фермах по выращиванию лаврака и дорадо. Это свидетельствует о том, что эпизоотический контроль над данным заболеванием на юге России является необходимым условием развития не только камбаловых ферм, но и других направлений морского рыбоводства, в том числе форелеводства.