Проблемы инфекционных заболеваний устриц при их разведении
Перспективными объектами культивирования устриц в Черном море являются европейская (плоская) (Ostrea edulis) и тихоокеанская (японская) (Crassostrea gigas) устрицы.
Европейскую устрицу в этом регионе выращивали с конца 19 века до тех пор, пока дикие популяции этого моллюска не стали деградировать. Вначале это привело к недостаче посадочного материала (1930-е годы), а потом и к дефициту производителей для устричных хозяйств (1960-1970-е годы).
В настоящее время европейская устрица в Черном море находится на грани исчезновения. Основной причиной считают распространение в популяциях этого моллюска раковинной болезни, вызываемой паразитическим грибком Ostracoblabe implexa. В 2000-х годах у крымского побережья Черного моря, включая озеро Донузлав, отмечалось от 58 до 70-100 % устриц с явными признаками раковинной болезни (рис. 1).
Рис. 1. Вскрытая европейская устрица с явными (клиническими) признаками раковинной болезни. Видны повреждения в виде темных пятен внутреннего перламутрового слоя раковины и мускула-замыкателя (стрелки), а также дистрофия мягких тканей моллюска (фото Пирковой А.В., опубликованное в журнале в 2010 г., а также на сайте http://fish.kiev.ua/pages/givotm/givotm15.htm)
Другими возможными причинами снижения численности европейских устриц в Черном море считаются кумулятивные токсикозы, вызванные загрязнением морских акваторий, ухудшение гидрохимических (кислородных) и гидробиологических (кормовых) условий обитания, обусловленные эвтрофикацией морских шельфовых акваторий, а также широкое распространение в Черном море хищного интродуцента – брюхоногого моллюска рапаны (Rapana venosa).
Существует мнение о деградации черноморских устриц, вызванное распространением других опасных инфекций (например, мартейлиоза, бонамиозов); однако до настоящего времени научно проверялась только версия бонамиозов, которая не подтвердилась. Единственным способом сохранения европейской устрицы в Черном море, которая имеет более высокие вкусовые и товарные качества, чем тихоокеанская, считается ее искусственное воспроизводство, биотехнические основы которого были утверждены в форме инструкции в 1978 г. и совершенствуются до настоящего времени.
Тихоокеанскую устрицу начали интродуцировать в Черное море в конце 1970-х – начале 1980-х годов как более устойчивый к болезням и высокопродуктивный вид моллюсков. В тот период научные знания о болезнях устриц были поверхностными, что привело к упрощенным методам межрегиональных перевозок моллюсков, которые не соответствуют современным ветеринарным требованиям в этой области. Вместе с тихоокеанской устрицей в Черное море могли быть занесены возбудители опасных болезней; однако специальные научные исследования этого вопроса не выполнялись. Тихоокеанская устрица в Черном море продемонстрировала высокий темп роста и хорошие товарные качества, но в естественной среде обитания она самостоятельно не воспроизводилась. В этой связи в 1990 году была разработана биотехнология массового получения спата тихоокеанской устрицы в Черном море, которая позволила вырастить несколько поколений этих моллюсков и показала хозяйственную эффективность такого разведения. В 2007 году специалистами ЮгНИРО подготовлена обобщающая «Инструкция по культивированию черноморской и тихоокеанской устриц в различных районах Черного моря», в которой излагались итоги многолетних исследований в этой области. Она, как и предшествующие инструкции по разведению устриц, не содержала современных научных сведений о болезнях этих моллюсков, а также о методах их профилактики и борьбы с ними.
В настоящее время на юге России, в Крыму и на Кавказе, функционируют до 6-ти устричных хозяйств, выращивающих тихоокеанскую устрицу различных товарных названий (крымская, таврическая, клер и др.). По официальным данным, в 2016 году в Крыму произведено около 29,7 тонн товарной утрицы, а за 9 месяцев 2017 года – 43,7 тонн, что значительно меньше возможных для данного региона показателей. Торможение в устричном хозяйстве юга России может быть обусловлено неизвестными болезнями. По оценкам специалистов Керченского филиала института в Крыму имеются природные условия для создания у побережья до 10–15 товарных устричных хозяйств, а также одного или двух устричных питомников мощностью 100 млн шт. спата в год. Общий годовой объем выращивания товарных моллюсков в Крыму может достигать 14–18 млн шт. (2–3 тыс. тонн), что превышает нынешние российское потребление устриц в 2 раза.
Устричный питомник на юге России сейчас отсутствует; посадочный материал (спат или подращённая молодь) завозится в этот регион либо из Европы (Франция, Испания, Ирландия, Англия и др.), либо из российского Дальнего Востока (Сахалин, залив Посьета). Ввоз в Черное море устричного посадочного материала из отдаленных регионов сопряжен с рисками заноса в этот регион опасных инфекций (рис. 2). Тревожно то, что государственный и производственный контроль над опасными болезнями устриц как в Черном море, так и на Дальнем Востоке России, не выполняется (научные публикации и сведения об этом на сайте Россельхознадзора не представлены); в то же время некоторые опасные инфекции неоднократно обнаруживались у тихоокеанской устрицы в дальневосточном регионе в Японии, Корее и Китае.
Рис. 2. Молодь тихоокеанской устрицы в пластиковом термоконтейнере, завезенная из Дальнего Востока в Крым для товарного выращивания. Ввоз устричного посадочного материала из отдаленных регионов сопряжен с рисками заноса в Черное море опасных инфекций (фото с сайта http://крым-аквакультура.рф/novosty/v-ozero-donuzlav-pomestili-1-3-mln-molodi-ustrits-video/)
Дальнейшее развитие устричных хозяйств на юге России сопряжено с рисками распространения в этом регионе болезней. К настоящему времени у устриц известно около 55 патогенных организмов, из которых 8–10 вирусов, 6 бактерий, 2 паразитических грибков, 1 патогенная губка, 25 протозойных (одноклеточных) и 10 метазойных (многоклеточных) паразитов. Среди них эпизоотически наиболее опасными считаются вирусные болезни (гематоцитная вирусная болезнь – HIV, герпесвирусная болезнь устриц – OsHV-1, вирусная гаметоцитная гипертрофия – GGV и др.), бактериальные болезни (нокардиоз устриц, вибриозы личиной и молоди устриц, болезнь замыкательной связки устриц и др.), протозойные болезни (перкинсозы, гаплоспоридиозы, мартейлиозы, бонамиозы). Особо опасные болезни способны вызывать опустошительные эпизоотии, охватывающие обширные акватории и целые регионы, и приводящие устричную индустрию к упадку. Так, распространение перксинсоза и гаплоспоридиоза в Северной Америке обусловили массовые эпизоотии со смертностью до 95 % и значительное падение производства американской устрицы (Crassostrea virginica) в 1950–1960-х годах. Распространение мартейлиоза и бонамиоза в Европе привело к многолетнему упадку устричной индустрии, базирующейся на европейской устрице, во Франции и других странах этого региона в 1970-х годах. Высокую смертность молоди тихоокеанской устрицы (от 40 до 95 %) во многих странах Европы (Франция, Англия и другие), обусловленную распространением герпесвирусной инфекции OsHV-1, приведшим к значительному спаду производства устричной продукции, отмечали в 2008–2010 годах.
Несмотря на обширный список известных у устриц инфекционных болезней, отечественными специалистами в Черном море исследовались лишь некоторые паразитарные инвазии и комменсалы этих моллюсков. К настоящему времени у европейской и тихоокеанской устриц таковых обнаружено около 10 видов. Наиболее патогенными для устриц в этом регионе считаются грибок Ostracoblabe implexa (возбудитель раковинной болезни), сверлящая губка Cliona (=Pione) vastifica (возбудитель клионоза), микроспоридия Nematopsis legeri (возбудитель нематопсиоза), сверлящие полихеты Polydora сiliata и Polydora websteri (возбудители полидороза). В Черном море у устриц также обнаружены потенциально патогенные турбеллярии Urastoma cyprinae, жаберные инфузории Ancisrtum mytili, а также брюхоногие сверлящие моллюски Petrіcola lithophaga и Gastrochaena dubia, ведущие хищнический образ жизни. Количество патогенных организмов, обнаруженных в Черном море у европейской устрицы (8 видов) больше, чем у тихоокеанской (5–6 видов), что подтверждает известное представление о более высокой устойчивости к болезням тихоокеанского моллюска.
Рис. 3. Вскрытая тихоокеанская устрица с признаками дистрофии мягких тканей моллюска; этиология не установлена (фото автора)
Весной 2017 года нами проведены диагностические исследования 6-ти взрослых тихоокеанских устриц (рис. 3), доставленных в Крым из Дальнего Востока России. Устрицы оказались благополучными по раковинной болезни, нематопсиозу, по заболеваниям моллюсков, вызываемым инфузориями, по личиночным трематодозам, полидорозу и урастомозу. Неблагополучными они были по клионозу и гексамитозу. Обе эти болезни могут отрицательно влиять на морфо-физиологическое состояние зараженных моллюсков, а гексамитоз способен также приводить к массовым заболеваниям и гибели устриц в хозяйствах. Получены предварительные данные о возможном поражении устриц паразитическими гаплоспоридиями (рис. 4); однако этот диагноз нуждается в уточнении. Диагностические работы с вирусными, бактериальными и некоторыми протозойными болезнями устриц не выполнялись, так как они требуют особых лабораторных условий и специального оборудования.
Рис. 4. Компрессионный препарат жабр тихоокеанской устрицы, на котором видны клеточные образования (стрелки), напоминающие стадии бесполого размножения гаплоспоридий; увеличение 400 х (фото автора)
Таким образом, опыт разведения устриц в Черном море показал, что некоторые местные болезни моллюсков, таки как раковинная болезнь, клионоз, гексамитоз и другие патогенны для европейской устрицы, а также способны инфицировать завозимых в этот регион для выращивания тихоокеанских устриц. Причины деградации природных популяций европейской устрицы нуждаются в дополнительных исследованиях с учетом современных научных данных о болезнях этих моллюсков. Международный опыт показал, что устричная индустрия весьма уязвима к инфекциям. В этой связи отечественные биотехнологии культивирования этих моллюсков должны быть дополнены современными данными о болезнях устриц, их профилактике и борьбе с ними. Одним из важных профилактических мероприятий является недопущение заноса инфекций из неблагополучных регионов и хозяйств в благополучные. Это обеспечивается выполнением государственных программ эпизоотического мониторинга в районах выращивания моллюсков, государственным надзором за перевозками живых моллюсков, а также надежным производственным (ведомственным) ихтиопатологическим контролем морских ферм. Эти работы должны выполняться в соответствии с научными рекомендациями и международными стандартами, так как отечественные ветеринарные инструкции по контролю болезней устриц до настоящего времени не разработаны. На юге России должен быть создан устричный питомник, обеспечивающий местные морские хозяйства здоровым отечественным посадочным материалом.
Материал подготовил Мальцев В.Н.