Паразитологическая ситуация в районах промысла азово-черноморской хамсы и черноморского шпрота контролируется ихтиопатологами ФГБНУ «АзНИИРХ»
С 3 по 26 мая 2017 года ихтиопатологами Керченского филиала института исследованы 2 пробы азово-черноморской хамсы (Engraulis encrasicolus) (рис. 1) и 2 пробы черноморского шпрота (Sprattus sprattus phalericus) (рис. 4), отобранные в ходе мониторинга промысла этих рыб (хамсово-тюлечные ставные невода, разноглубинные тралы) в северо-восточной части Черного моря у побережья Крыма (район Коктебеля, Феодосийский залив, мыс Чауда и Опук).
Рис. 1. Азово-черноморская хамса перед паразитологическими исследованиями (оригинал)
У 45-ти исследованных экземпляров хамсы обнаружены 3 вида паразитических животных: на жабрах - инфузории Trichodina ovonucleata; в жаберной полости – метацеркарии трематод Stephanostomum spp. (= S.cesticillum и др.) (рис. 3); в полости тела, на поверхности внутренних органов и на поверхности тела, в мускулатуре рыб – личинки нематод на третьей стадии развития Hysterothylacium aduncum (рис. 2). Фауна паразитов хамсы оказалась беднее, чем ретроспективно известная у этого вида рыб в Азово-Черноморском бассейне (более 20-ти видов). Показатели зараженности хамсы нематодами (экстенсивность инвазии - 55-82,3 %, интенсивность инвазии – 2-9, индекс обилия – 2,5-3,5 экз.) были сравнительно невысокими, что, вообще, характерно для исследуемой акватории Черного моря. В то же время отмечена несколько повышенная зараженность хамсы метацеркариями трематод (экстенсивность инвазии - 35-95 %, интенсивность инвазии – 1-13, индекс обилия – 0,12-0,65 экз.).
Рис. 2. Личинки нематод Hysterothylacium aduncum на третьей стадии развития, извлеченные из полости тела хамсы; увеличение 16 х (временный микроскопический препарат) (оригинал)
У хамсы не найдены паразиты, которые считаются опасными для человека и теплокровных животных, однако подтверждена способность личинок нематод H. aduncum при длительном хранении рыб в охлажденном состоянии мигрировать из полости тела рыб на поверхность тела, в жабры и в мышечную ткань. Это может привести к ухудшению товарного вида партий хамсы, выловленных в северо-восточной части Черного моря, и к их браковке по паразитологическим показателям в ходе обязательной государственной ветеринарной и санитарно-паразитологической экспертизы рыбного сырья и продукции.
Рис. 3. Метацеркарии трематод Stephanostomum spp., извлеченные из жаберной полости хамсы: А - метацеркарии в цисте; увеличение 32 х; Б – метацеркария, излеченная из цисты; увеличение 80 х (временные микроскопические препараты) (оригинал)
У 50-ти исследованных экземпляров шпрота выявлены 3 вида паразитов: в семенниках – кокцидии Eimeria sardinae; в жаберной полости – метацеркарии трематод Stephanostomum spp.; в полости тела, на поверхности внутренних органов и на поверхности тела, в мускулатуре рыб – личинки нематод H. aduncum на третьей стадии развития. Видовой состав паразитов шпрота, как и у хамсы, оказался беднее такового, известного у этих рыб в Азово-Черноморском бассейне (около 10 видов). Показатели зараженности шпрота нематодами (экстенсивность инвазии - 80-96 %, интенсивность инвазии – 1-52, индекс обилия – 7,16-7,80 экз.) и метацеркариями трематод (экстенсивность инвазии - 8 %, интенсивность инвазии – 1-2, индекс обилия – 0,12 экз.) были сравнительно невысокими, что характерно для северо-восточной части Черного моря; например, они соответствуют аналогичным показателям, полученным для данного вида рыб и для данной акватории в 2001 и в 2012 гг. В то же время зараженность шпрота кокцидиями E. sardinae (экстенсивность инвазии - 12-16 %, интенсивность инвазии - единично или много ооцист) существенно выросла по сравнению с прошлыми годами.
Рис. 4. Черноморский шпрот перед паразитологическими исследованиями (оригинал)
У шпрота не обнаружены паразиты, опасные для человека и теплокровных животных, но, как и для хамсы, подтверждена способность личинок H. aduncum мигрировать из полости тела рыб на поверхность тела, в жабры и в мышечную ткань рыб. Причем, у шпрота зараженность личинками нематод значительно выше, чем у хамсы (индекс обилия у шпрота - 7,16-7,80; у хамсы - 2,5-3,5 экз.), и миграция нематод в мускулатуру выражена сильнее. Это может привести к ухудшению товарного вида партий шпрота, выловленных в северо-восточной части Черного моря, и к их браковке по паразитологическим показателям. Обнаруженное нами более широкое распространение в популяции шпрота кокцидий E. sardinae, тяжело поражающих семенники рыб (рис. 5), может привести к понижению эффективности естественного воспроизводства северо-восточной популяций черноморского шпрота.
Рис. 5. Семенник черноморского шпрота, пораженный многочисленными ооцистами кокцидий Eimeria sardinae; увеличение 400 х (временный микроскопический препарат) (оригинал)
Паразитологические исследования хамсы и шпрота и других промысловых рыб регулярно выполняются ФГБНУ «АзНИИРХ» и его филиалами по заказу Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) в рамках государственной отраслевой программы мониторинга состояния водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 718 от 23 июля 2016 года «О порядке осуществления мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов», данные отраслевого рыбохозяйственного мониторинга, в том числе результаты паразитологических исследований, могут использоваться Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) для ветеринарной оценки районов промысла и прогноза эпизоотической и ветеринарно-санитарной ситуации в них. На практике, материалы мониторинга, полученные из ФГБНУ «АзНИИРХ», публикуются на официальных сайтах Россельхознадзора и ФГБУ «Национального центра безопасности продукции водного промысла и аквакультуры» (ФГБУ «НЦБРП») для оперативного информирования физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления; они также должны использоваться для упрощенной процедуры выдачи ветеринарных разрешительных (сопроводительных) документов на продукцию рыбного промысла.
Таким образом, ихтиопатологичекие подразделения ФГБНУ «АзНИИРХ», выполняя государственные задания в области паразитологического контроля водных биоресурсов в зоне своей ответственности, содействуют в решении федеральных задач по обеспечению качества и безопасности рыбного сырья и продукции, а также способствуют профилактике паразитарных болезней человека и животных, передающихся через рыбу, в Азово-Черноморском регионе Российской Федерации.
Паразитологические исследования промысловых рыб Азовского и Черного морей могут быть расширены и углублены, чтобы получить более точную оценку их зараженности по всем районам их промысла, и охарактеризовать возможное отрицательное влияние основных паразитарных инвазий на физиологическое состояние рыб и эффективность их естественного воспроизводства.
Материал подготовил Мальцев В.Н.