Инфекционный панкреатический некроз – опасное вирусное заболевание рыб на юге России

Новости архив 1959

Инфекционный панкреатический некроз (IPN - infectious pancreatic necrosis) является особо опасным заболеванием лососевых рыб, которое до 2007-2008 гг. имело международное значение. В настоящее время оно входит в перечень карантинных (особо опасных) болезней животных Российской Федерации, а поэтому подлежит усиленному государственному контролю и надзору.

Изначально болезнь обнаруживалась преимущественно у лососевых рыб, но позже вирус IPN был выделен от множества морских рыб (более 30 семейств), беспозвоночных (моллюсков, ракообразных), а также от рыбоядных птиц. В организме лососевых рыб инфекция развивается при температуре воды 12-14 градусов Цельсия. Смертность лососевых мальков может быть различной, и составляет от 10 до 90 %. Тело больных мальков темнеет, брюшко распухает; они плавают по спирали (вертеж) и массово гибнут (рис. 1, 2). На кишечнике могут появляться точечные кровоизлияния; печень – бледная. На тканевом уровне отмечаются некротические изменения в поджелудочной железе. Взрослые и переболевшие рыбы являются вирусоносителями.

Рис. 1. Мальки радужной форели с клиническими признаками инфекционного панкреатического некроза. Видны потемнение тела и его искривление, вздутие брюшка, пучеглазие и гидроцефалия (фото автора, Крым, май 2006 г.)

Известны случаи массового заболевания и гибели от IPN молоди камбалообразных рыб, в том числе тюрбо (в Норвегии, Испании, Шотландии, Франции). У тюрбо болезнь развивается при температуре воды около 18 градусов Цельсия, при которой обычно содержатся производители и личинки. У камбал отсутствуют характерные для лососевых рыб внешние клинические признаки болезни (рис. 2), при этом поражение ткани поджелудочной железы у них сохраняется. Смертность тюрбо может превышать 50 %; предполагается, что инфекция может поражать эмбрионы камбал в процессе их развития. У кефалевых рыб инфекционный панкреатический некроз не регистрировался.

Рис. 2. Сеголеток аталантического тюрбо с клиническими признаками инфекционного панкреатического некроза. Видны подкожные геморрагические участки (фото из презентации Ж. Кастрик, Брест, Франция)

Инфекционный панкреатический некроз широко распространен во многих рыбоводных странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, в том числе на территории южных соседей России - в Турции, Украине, Болгарии, Польше. Наше внимание привлекли работы турецких специалистов, впервые обнаруживших это заболевание в своей стране в 2002 году, а в 2013 году в показавших, что IPN распространен более чем в 50 % (в 15-ти из 28) форелевых рыбопитомников, расположенных на побережье Черного моря. Вирус IPN в Турции обнаружен у радужной форели не только в пресной воде, но и при ее выращивании в садках в Черном море. С 2007 по 2009 год этот вирус не был найден при скрининговых вирусологических исследованиях диких морских рыб у турецкого побережья Черного моря (у сельди, барабули, ставриды, мерланга, саргана, бычка-кругляка, хамсы, скорпены, скатов, морских языков и других рыб), однако он был выделен из селезенки, почки и печени диких камбал калканов. Это был первый случай обнаружения IPN у диких морских рыб в Черном море. Позже этой вирус обнаружен в Турции у лаврака.

В Крыму признаки массового заболевания молоди радужной форели, напоминающие IPN, впервые обнаружены в одном из форелевых хозяйств в начале 1990-х годов. У мальков отмечали весь комплекс клинических и эпизоотических признаков, характерных для данного заболевания. Вспышки болезни происходили ежегодно весной при температуре воды выше 10 градусов Цельсия. В 90-х годах отход выращенных мальков составлял около 70 %. Гибель начиналась через 3-4 недели после выклева личинок, но особенно возрастала при переходе на внешнее питание. В период гибели у молоди потемнело тело, развивалось пучеглазие и гидроцефалия. Движения заболевших рыб становились беспорядочными, круговыми, штопорообразными. Погибающие личинки и мальки опускались на дно, их тело часто аномально изгибалось (рис. 1, 3). Сеголетки, двухлетки и производители радужной форели во время вспышек заболевания не погибали, и не демонстрировали признаков заболевания. К 2005 году болезнь стала протекать менее остро, отход молоди снизился с 70 до 30 %. Диагноз IPN был подтвержден нами в 2010 году при тестировании гомогенатов органов больных рыб с использованием коммерческих диагностических тест-систем ELISA Ag IPN (производитель Test-Line Clinical Diagnostic Ltd.).

Рис. 3. Погибшие мальки радужной форели, собранные со дна бассейна в форелевом хозяйстве Крыма в период вспышки заболевания. Смертность молоди лососевых рыб от инфекционного панкреатического некроза может составлять от 10 до 90 %; при этом существенно снижается производительность инфицированных рыбоводных хозяйств (фото автора, Крым, май 2006 г.)

Приведенные выше данные указывают на то, что инфекционный панкреатический некроз широко распространён в пограничных с Россией южных странах – в Турции, Болгарии, Украине, а также неоднократно отмечен в Крыму в форелевых хозяйствах на горных реках, впадающих в Черное море. Из этого следует, что не только северо-западный регион России (Мурманская и Ленинградская области), где раньше обнаруживалось это заболевание, но и юг России является неблагополучным по нему.

В России действует «Инструкция о мероприятиях по профилактике и ликвидации инфекционного некроза поджелудочной железы лососевых рыб», утвержденная Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России 10 сентября 1998 года. Она применяется для государственного и производственного контроля этого заболевания. Эта инструкция нуждается в существенной доработке с учетом новых научных данных, полученных в период с 1998 по 2017 гг. Для эффективного контроля над IPN на морских (камбалообразные, лаврак) и пресноводных (форель, лососи) фермах юга России, для которых это заболевание представляет угрозу, желательно привлечение ихтиопатологов научных рыбохозяйственных или ветеринарных институтов, способных использовать в работе современные научные и справочные материалы об этом опасном заболевании, а также современное диагностическое оборудование и лечебно-профилактические препараты. За границей успешно используется вакцина против IPN для лососевых рыб, которая в России пока не зарегистрирована, поэтому запрещена к применению.

Материал подготовил Мальцев В.Н.

Похожие материалы