Результаты исследований молоди судака и тарани из пойменных нерестово-выростных хозяйств
В 2017 г. в рамках осуществления государственного мониторинга деятельности организаций по искусственному воспроизводству водных биоресурсов сотрудниками лаборатории прикладной физиологии и биохимии выполнялась работа по оценке состояния производителей и молоди судака и тарани из пойменных нерестово-выростных хозяйств – Ейского экспериментального хозяйства по разведению и выращиванию рыбы (ЕЭХРВР) и Бейсугского НВХ.
Ранее была дана оценка состояния производителей судака и тарани, заходящих на нерест в эти хозяйства. К настоящему времени закончена обработка материалов по физиологическому состоянию молоди этих ценных видов рыб. В пробах покатной молоди судака и тарани определяли размерно-массовые характеристики, содержание резервных пластических веществ, а также наличие/отсутствие аномалий на этапах С2-Е развития личинок.
Среди проанализированных проб личинок были отмечены 4 вида аномалий:
1. Пигментные образования вокруг глаз (аберрация) – 4 %. (Аберрации – отклонения от нормы).
2. Недоразвитие глаз (фенодевиант) – 2 %. (Фенодевианты – варианты, отличающиеся от условно нормального признака).
3. Искривление хорды (фенодевиант) – 6 %.
4. Опухолевидные образования на голове (патология) –2 %.
Наибольшее количество отклонений приходится на этапы С и D. Стадия развития С2 считается одним из критических этапов в жизни особи, в течение которого она наиболее подвержена неблагоприятным внешним воздействиям, так как данный возраст у всех карповых рыб характеризуется переходом молоди на внешнее питание (запасы желточного мешка уже израсходованы). Начиная с этапа Е, в выборке аномальные личинки не встречались. Видимо, это связано с элиминацией аномальных особей, так как морфологические аномалии значительно ослабляют жизнеспособность личинок. Известно, что в благополучных популяциях рыб из естественных водоёмов уровень особей с отклонениями развития не должен превышать 5 %. По данным Е.П. Цуниковой в 90-х годах прошлого века на кубанских нерестилищах выявлялось довольно большое количество ранних личинок с различными уродствами и аномалиями развития (искривление хорды, деформации пищеварительного тракта, желточного мешка, головы и глаз, опухолевидные образования). Количество таких личинок в разных системах лиманов и водоемов варьировало от 5 до 38 %. В исследованной нами выборке количество личинок с отклонениями составило 14 %.
Основываясь на данных лаборатории предыдущих лет по развитию личинок и мальков тарани из двух проанализированных хозяйств, можно сказать, что личинки лучше росли и развивались, начиная с середины мая. Неблагоприятным для развития личинок был период в начале апреля (после нереста) и первая половина мая, что отразилось как на размерно-массовых характеристиках личинок, так и на ряде других признаков. В целом молодь тарани достигла стандартной навески, содержание резервных пластических веществ (белок, суммарные липиды) в теле личинок соответствовали норме.
В Бейсугском НВХ в первой декаде июня большинство молоди судака достигло стандартной навески, содержание белка и суммарных липидов в теле было невысокое. Молодь судака из Ейского экспериментального хозяйства по разведению и выращиванию рыбы, взятая на анализ неделей позже, имела лучшие размерно-массовые характеристики, содержание белка и суммарных липидов в теле рыб также было невысокое.
Достаточно высокие навески молоди судака в обоих хозяйствах свидетельствуют, по всей вероятности, не только о хороших кормовых условиях в нерестово-выростных водоемах, но и о низкой плотности выращиваемой молоди, причиной чему может быть недостаточный заход производителей на нерест, а также элиминация личинок на ранних стадиях развития в результате ряда факторов, к числу которых можно отнести и температурный режим на нерестилищах.