МАТЕРИАЛЫ ПО ПАРАЗИТОФАУНЕ СУДАКА SANDER LUCIOPERCA (LINNAEUS, 1758) В 2016 Г.
Оценка паразитологического статуса молоди и половозрелого судака проведена по данным анализа трех выборок в весенний, летний и осенний периоды 2016. Половозрелые особи судака были отобраны в весенний период во время нерестового хода в восточной части Азовского моря (Ясенская коса), Ейского и Бейсугского лиманов. Отлов судака промыслового размера был произведен осенью в восточной части Таганрогского залива (район Беглицкой косы) в ходе учетно-траловой съемки по Азовскому морю. Молодь судака отобрана в Бейсугском лимане в летний период. Паразитологический анализ проводился по общепринятым методикам.
Общий спектр паразитов у молоди и производителей судака насчитывал 10 видов из 7 классов. Списочный состав паразитофауны половозрелого судака включал 9 видов из 6 классов: ресничных (Trichodina sp.), моногеней (Ancyrocephalus paradoxus), трематод (Bucephalus polymorphus, Diplostomum sp., Тylodelphys clavata), нематод (Cosmocephalus sp., Сontracaecum collare), ракообразных (Achtheres sandrae) и двустворчатых моллюсков (Unionidae gen. sp.)
В весенний период зараженность производителей судака большинством выделенных паразитов колебалась в пределах 10–30 %. Исключение составляли круглые черви – Cosmocephalus sp. и С. collare с экстенсивностью инвазии 60 и 90 % соответственно. Максимальный показатель интенсивности инвазии у космоцефалюсов не превышал 7 экз., тогда как у контрацекумов он достигал 40 экз. на рыбу, при этом индексы обилия были невысоки, около 3 и 10 экз. соответственно. Оба вида нематод локализовались в серозных покровах кишечника.
В выборке судака из Таганрогского залива преобладали инвазии (4 из 7) с показателями экстенсивности 60–90 %, но также с низкими индексами обилия - не более 2–7 экз., за исключением B. polymorphus (индекс обилия 18.0 экз.).
У двух экземпляров судака в мышцах были обнаружены сферические полупрозрачные однослойные цисты с неоформленной личинкой трематоды. Наличие у метацеркария характерных пальцеобразных выростов фиксаторного органа указывает на принадлежность его к виду B. рolymorphus. Инвазия характеризовалась низкими показателями (20 %) в отличие от половозрелых трематод данного вида (70 %), паразитирующих в желудочно-кишечном тракте.
Все выявленные паразиты имели достаточно низкие показатели интенсивности и не представляли явной угрозы для здоровья половозрелого судака.
Молодь судака отобрана для анализа в Бейсугском лимане (Бейсугское НВХ) в летний период. В составе паразитофауны определены 2 вида паразитов – кругоресничные инфузории р. Trichodina и цестода Gryporhynchus cheilancristrotus. Встречаемость и степень зараженности рыб триходинами и грипоринхусами находились на низком уровне.
По литературным данным, высокая интенсивность заражения рыб дилепидидами (G. cheilancristrotus) может приводить к замедлению их роста в среднем на 5 см и уменьшению упитанности в среднем на 10 г.
Приведенная выше статья была опубликована в материалах 21-ой Международной Школы-конференции «Биология - наука XXI века» состоялась с 17 по 21 апреля 2017г в наукограде Пущино Московской области. В в данном мероприятии с докладами выступило порядка 300 молодых учёных более чем из 50 городов России и зарубежья, от Южно-Сахалинска до Кишинёва. Всего в мероприятиях конференции приняло участие более 500 человек.
Скачать сборник конференции можно по ссылке:
http://www.biology21.ru/files/upload/history/sbornik_tezisov_2017_na_sayt_1_.pdf
Библиографическая ссылка на статью: Бортников Е.С., Шевкоплясова Н.Н. Материалы по паразитофауне судака Sander lucioperca (Linnaeus, 1758) в 2016 г. // БИОЛОГИЯ – НАУКА ХХI ВЕКА: 21-я Международная Пущинская школа-конференция молодых ученых. 17-21 апреля 2017 г., Пущино. Сборник тезисов, 2017. – С 276-277.