Делегаты съезда подняли вопрос о науке и кадрах

Новости архив 276

На площадке IV Съезда представители рыбацкого сообщества обсудили проблемы финансирования отраслевой науки, обеспечения безопасности на море и охраны труда, подготовки кадров для флота и социальных гарантий.На науку ищут средства

С тем, что финансирование отраслевой науки абсолютно не соответствует объему задач, которые приходится решать институтам, подведомственным Росрыболовству, казалось, были согласны абсолютно все участники IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса России.

«Последние годы финансирования ученым не хватает даже для полноценной оценки запасов таких важных объектов для нашего бассейна, как треска, пикша, палтус, морские окуни, сельдь», – привел пример председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев.

Член комитета Совета Федерации по агропродовольственной политике и природопользованию Игорь Зубарев подчеркнул, что перед наукой стоят глобальные задачи по защите объемов национальной квоты на международном уровне. «Точный и своевременный прогноз позволит наиболее эффективно работать флоту, что приведет к более полному освоению и увеличению поставок рыбы в страну», – указал сенатор.

Как сообщает корреспондент Fishnews, представители всех приморских регионов – от Дальнего Востока до Калининграда – говорили о необходимости существенно увеличить средства, выделяемые на рыбохозяйственную науку, в том числе для расширения морских исследований. Особый акцент делегаты съезда сделали на строительстве современных научно-исследовательских судов.

По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, в правительстве понимают важность развития системы отраслевой науки, однако денег для ее поддержки не всегда хватает. «Мы надеемся, что у нас появятся ресурсы именно на эту часть работы», – заявил он участникам съезда.

Замминистра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков напомнил, что правительством в этом году выделены дополнительные средства на проведение приоритетных исследований, но признал, что для будущего развития финансирование «остается пока недостаточным».

«В качестве первых практических шагов по усилению науки нам необходимо принятие решения о финансировании строительства трех НИС. Сейчас по решению президента и поручению правительства мы ведем проектирование научно-исследовательского судна. Надеюсь, что в этом году мы его закончим и в 2019 г. при выделении финансирования сможем приступить уже непосредственно к строительству первого судна», – озвучил планы руководитель рыбного ведомства.

В море не хватает спасателей

Вопросам безопасности мореплавания на съезде уделялось особое внимание. Статистика неумолима: по данным Росрыболовства, за последние пять лет при аварийных ситуациях безвозвратно потеряно 12 судов, погибло и пропало без вести 187 человек. В критических ситуациях рыбакам нередко приходится рассчитывать только на собственные силы да на помощь коллег, если те вдруг окажутся рядом.

На состояние аварийно-спасательного флота, внушающее серьезное беспокойство, обратил внимание капитан-директор «Океанрыбфлота» Сергей Кислов. По его словам, на весь Дальний Восток осталось всего четыре спасательных судна, причем дежурство в районе промысла у Западной Камчатки сейчас несет только спасатель «Преданный».

«Всего в Охотском море сегодня работает более 120 промысловых судов, добывающих минтай, краб и так далее, на Курилах работает более 20 судов и в Беринговом море – тоже порядка 20 крабовиков и ярусовиков, – охарактеризовал ситуацию на промысле представитель компании, отметив удаленность районов работы флота. – Разбег составляет от пяти до десяти суток. В случае возникновения двух нештатных ситуаций спасательное судно не в состоянии добежать и оказать кому-то из них помощь. Получается, что один корабль просто обречен».

На Северном бассейне ситуация аналогичная. «Десятки судов рыболовного флота ведут промысел в условиях арктических широт, в условиях ограниченной видимости и штормов на минимальном расстоянии друг от друга. К сожалению, количество аварийных случаев, таких как отказ механизмов, посадки на мель, намотки на винт, пожары, травмы и гибель людей, велико», – согласился с опасениями дальневосточников Владимир Григорьев.

На этом фоне вариант со сменой ведомственной принадлежности спасательных отрядов рыбаков категорически не устраивает. «Вместо того чтобы решать вопрос об увеличении состава флота и обеспечения круглогодичного дежурства спасателей в районах промысла, узнаем о предложении заместителя министра передать суда Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ в ведение Минтранса. Речь идет о жизни наших рыбаков!» – возмутился председатель правления Союза рыбопромышленников Севера.

Делегаты съезда предложили правительству сохранить экспедиционные аварийно-спасательные отряды в ведении Росрыболовства и увеличить финансирование для ремонта и обновления спасательного флота.

Новые кадры для нового флота

Кадровая проблема, особенно в отношении работы на флоте, для рыбодобывающих компаний сохраняет актуальность уже не первый год. По мнению председателя Российского профсоюза работников рыбного хозяйства Владимира Круглова, нехватка специалистов в отрасли связана как с политикой государства, так и с поведением работодателей.

«Государство практически не занимается трудоустройством молодых специалистов, которые после окончания учебных заведений сталкиваются с невозможностью найти работу по специальности. Рыбохозяйственные организации не заинтересованы в выпускниках отраслевых учебных заведений, предпочитая брать на работу опытных и зачастую пожилых специалистов либо иностранных специалистов», – заявил лидер профсоюза.

По его словам, молодые специалисты, в том числе обучавшиеся за счет бюджета, уходят в торговый флот или в другие сферы экономики. Это связано в том числе с социальными аспектами работы рыбаков. «Цена труда в отрасли сильно занижена», – уверен Владимир Круглов, в то же время вопросы охраны труда и безопасности на рабочем месте толком не контролируются.

Выпускников мореходок на рыбопромысловом флоте не видно, подтвердил Игорь Зубарев, предположив, что нужно принимать меры популяризации морских профессий. Он не согласился с тезисом о низких зарплатах плавсостава, отметив, что «средняя заработная плата на флоте постоянно растет».

«Надо менять систему образования. Те специалисты, которых мы готовим на сегодняшний день, на самом деле уже устарели. И тем судам, которые мы через несколько лет, надеюсь, построим, нужны совсем другие специалисты», – куда категоричнее выразился председатель Союза рыболовецких колхозов Архангельской области Андрей Заика.

Он также предложил изучить вопрос об изменении численности экипажей рыболовецких судов, приведя в пример нормативы зарубежных стран. «Мы два года назад купили судно в Норвегии. Минимальный состав экипажа был 6 человек, на сегодняшний день – 11. Если мы говорим, что выходим в Мировой океан, то мы там будем неконкурентоспособны, поскольку так, как у нас, уже давно никто не работает, – заявил Андрей Заика. – Если мы говорим о модернизации флота, то нам нужно модернизировать сознание, модернизировать экипажи судов, и всем вместе работать над оптимизацией работы нашей рыбной промышленности».

«Мы запустили механизм строительства десятков новых судов. А кто на них будет работать?» – вопрос Игоря Зубарева прозвучал риторически. По словам сенатора от Карелии, развитие системы профессионального обучения должно стать одной из задач отраслевой ассоциации работодателей, к созданию которой ВАРПЭ и профсоюз приступили уже во время съезда.

Fishnews

http://fishnews.ru/news/33266

Похожие материалы